Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ — необходимое звено инклюзивного образования. Тьютор (tutor англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка и помогающий ему успешно войти в школьную среду. В результате работы тьютера ребенок с ОВЗ получает возможность иметь высокий образовательный уровень и успешно развиваться в социуме.
Цели и задачи тьютора.
Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора:
1. Обеспечить ребенку комфортное пребывания в школе:
- Помочь родителям в выборе школы и поступленнии в нее, в том числе с оформлением документов (частное тьюторство). Организовать в классе и школе рабочее место и место отдыха ребенка: парта ученика в классе и место тьютора, бумажные и электронные учебные материалы, освещение, специальные сенсорные принадлежности, помещение для индивидуальных занятий.
- Организовать пространство школы в соответствии с реальными возможностям «особого» ученика: навигация по школе с указателями, разметкой, табличками-текстами, карточками-пиктограммами, пандусы.
- Обеспечить ребенку особый школьный режим.
- Сотрудничать с педколлективом школы, родителями, одноклассниками для создания комфортной психологической атмосферы.
2. Обеспечить социализацию ребенка:
- Помочь ребенку с ОВЗ войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.
- Помочь здоровым детям принять «особого» одноклассника, помогать ему и дружить с ним.
3. Обеспечить усвоение ребенком общеобразовательной программы:
- Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его психические, физические особенности и ресурсы.
- Корректировать учебный маршрут в зависимости от прогресса развития ребенка.
- Вместе с ребенком преодолевать затруднений в учебе.
- Свести всех специалистов (учителя, психолога, дефектолога, логопеда, завуча) и родителей в единую систему для реализации образовательного маршрута.
Тьюторские функции:
Тьютор, находясь с ребенком в течение всего школьного дня:
- Корректно и четко помогает ученику встраиваться в учебный процесс.
- Поддерживает школьника в новой, непривычной, постоянно меняющейся ситуации.
- Ведет дневник наблюдений.
- Содействует учителю таким образом, чтобы обучение ребенка с ОВЗ не влияло на качество образования всего класса.
Черты характера, необходимые тьютору для выполнения функций: терпение и коммуникабельность, умение строить грамотные, очень тактичные отношения.
В нашей школе обороудованы 2 кабинета тьютора.