Программа "Дошкольник" предназначена для подготовки дошкольников к обучению в 1 – ом классе, разработана на основе программы «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторов Н.А. Федосова, Т.С. Комарова и др., рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа включает следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», психолого–педагогическое сопровождение.
Проблема школьной готовности глубоко проработана в современной психолого-педагогической литературе. На протяжении длительного времени считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его умственного развития. В настоящее время концепции подготовки детей к школе рассматривают готовность к школьному обучению как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Психологическая готовность ребенка к школе — это необходимый и достаточный уровень психофизиологического развития ребенка для освоения школьной учебной программы, это определенный уровень интеллектуального и личностного развития ребенка.
Ребёнок, переступивший порог школы, попадает в новый мир, удивительно интересный и сложный. Как сделать так, чтобы этот мир школьной жизни не стал для маленького человека навязчивым и страшным, чтобы адаптационный период прошёл безболезненно и гладко. Решая эту проблему, коллектив школы принял решение ежегодно проводить предшкольную подготовку будущих первоклассников, которая представляет собой систему работы с детьми и их родителями (законными представителями).
Основополагающими идеями данной программы являются:
- направленность на формирование психологической готовности детей к школе;
- сотрудничество и сотворчество всех субъектов программы по достижению её цели.
Занятия и мероприятия для будущих первоклассников планируются в стенах школы. Предполагается знакомство детей и родителей с учителем, классом, в котором будет учиться ребёнок. Это позволит снизить уровень тревожности будущих школьников перед незнакомой обстановкой, перед новыми условиями различной деятельности, общения. Каждому ребёнку предоставляется возможность попробовать себя в новой роли – роли «школьника», проявить себя в учении, в общении с ровесниками и с учителями. Все мероприятия и занятия акцентируются не на обучении будущих первоклассников, а на развитие их активности, самостоятельности, творческих способностей, познавательного интереса, умения общаться со сверстниками и со старшими детьми.
Родители будущих первоклассников являются субъектами программы и в процессе её реализации имеют возможность тесно сотрудничать с психологом школы, с учителями. Такое построение работы с родителями даёт им возможность видеть процесс изнутри. Они не только ответят на свои вопросы, получат необходимые консультации, но и будут иметь возможность в оставшийся период времени грамотно скорректировать дошкольную подготовку своих детей, акцентировать внимание на особо проблемные моменты.
И дети, и их родители за время реализации программы должны почувствовать и осознать, что в школе им очень рады, их ждут, а главное, с ними готовы сотрудничать.
Цели программы:
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации;
- Создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника.
- Подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
- Формирование положительного отношения к школе.
Задачи программы:
- развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
- воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
- формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
- укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;
- воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
- создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка.
В нашем образовательном учреждении эти задачи решаются на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе предшкольной подготовки «Дошкольник». Занятия проводятся один раз в неделю для детей 6 – 7 летнего возраста: воспитанников подготовительных групп детских дошкольных образовательных учреждений, а также детей, по различным причинам не посещающих их.